вторник, 13 марта 2018 г.

"Новые птички" и и их искусственный интеллект.

Затянувшаяся "перестройка", по-видимому, имеет все шансы не превратиться в "катастройку", как это получилось в реальном мире. Несмотря на все трудности и препятствия, процесс ползет вперед. И подтверждением тому стали две новые "птички", оживленные и подключенные к игровому процессу. Хотя, если честно, "новыми" их можно назвать именно так - в кавычках. Речь идет об F-5E Tiger и МиГ-23МС Flogger-E.
"Тайгер" был задействован еще в первой версии еще двухгодичной давности, но в данной ситуации его ведение в строй все время откладывалось на потом. Но, в конце концов, когда возниклас нужда в легком истребителе второго поколения в качестве оппонента упрощенной версии МиГ-23, я принялся спешно чинить эту машину и подключать ее к игре. Не сразу, но получилось.
Что касаемо МиГ-23МС, то это не что иное, как сильно упрощенная версия МиГ-23МФ, с авионикой от МиГ-21МФ, поставлявшаяся развивающимся странам. Тогда, в середине 70-х, промышленность еще не справлялась с массовой поставкой в войска МиГ-23М, а МФ был еще только в проекте, но советским союзникам новый самолет был нужен еще вчера.  В итоге и появился на свет упрощенный экспортный вариант со слабым, но отработанным БРЭО, увеличенным аж на полтонны запасом топлива (по причине свободного от оборудования места в закабинном отсеке), но не способный вести бой ракетами средней дальности, чье управляемое оружие ограничивалось только ракетами Р-3Р/С и Р-23М.
Отношение к МиГ-23МС довольно противоречивое - советские летчики, изображавшие на учениях "агрессора", любили этот самолет за надежность, увеличенную дальность полета и меньший, по сравнению с МиГ-23М, вес. А вот арабские пилоты, которым и приходилось на нем воевать, эту модификацию не любили за крайне слабое бортовое оборудование и отсутствие ракет средней дальности.
Но тут следует помнить, что даже хорошее оружие в неумелых руках автоматически не дает победы тому, кто воевать не умеет. Опытные летчики и на МиГ-23МС одерживали победы. Так, по сирийским данным, за все время противостояния с ВВС Израиля МиГ-23МС сбили 4 F-4E и 2 А-4, потеряв при этом 7 МиГов (1 из этих семи был сбит собственным ЗРК, два - пушечным огнем в ближнем бою с F-16, остальные - ракетами с F-15). Израильтяне яростно отрицают факты потерь, но за последнее время, глядя на все более сбоящую и стремительно глупеющую работу западных СМИ, в отсутствии потерь начинаешь сомневаться... Во время ирано-иракской войны МиГ-23МС, по данным иракцев, сбили 13 иранских машин, при собственных потерях в 12 МиГов. Правда, многие исследователи той войны считают, что на счет МиГ-23МС следует записать 5-7 побед, максимум - 9. Да и потери МиГов завышены и составляют 6 машин. А вот в Ливии МиГ-23МС себя не проявили вообще никак. Во время египетско-ливийской войны в бою с египетскими МиГ-21МФ один ливийский самолет был сбит, спустя пару летв приграничной стычке был потерян еще один МиГ-23МС. Оба раза бой вели пары и оба раза отличился один и тот же египетский летчик - полковник Сал Мухаммед, имевший немалый боевой опыт, дважды горевший в сбитом МиГ-21 в войне Судного Дня. Еще один МиГ-23МС был сбит из ПЗРК в Чаде при проведении поисково-спасательной операции после сбития и тоже из ПЗРК ливийскогог Су-22. Еще два МиГ-23МС были сбиты 4 января 1989 года американскими палубными истребителями F-14A, причем американцы упорно утверждают, что это были МиГ-23МФ с ракетами Р-23Р. На возражения, что МиГ-23МФ не смогли бы совершить столь длительный полет и вернуться, американцы отвечают, что "это были смертники", которых режим Каддафи специально послал на провокацию. Насчет провокации, пожалуй, верно, насчет смертников - вряд ли. Кстати, ливийские МиГ-23МС и БН, имевшие большой внутренний запас топлива, активно работали над Средиземным морем, и даже были случаи дезертирства в Грецию. Еще один МиГ-23МС был потерян при весьма странных обстоятельствах в Италии, летом 1980 года.
Самолеты F-5E весьма активно участвовали в ирано-иракской войне, на их счету много сбитых иракских самолетов, но их потери оказались выше. В основном, этот самолет использовался в качестве истребителя-бомбардировщика, но применялся и как охотник на вертолеты, а один раз даже сбил МиГ-25ПД. В тот раз иракский летчик сосредоточил свое внимание на паре "Томкэтов" и пропустил атаку "Тайгера" в хвост - после пушечной очереди иранский летчик увидел мощный выброс пламени- не менее 15 метров из пробитого топливного бака, после чего пилот сбитого МиГа катапультировался. Горящий самолет пролетел еще довольно большое расстояние и упал на территории Турции. Утверждается, что в Сети есть фото обломков этого самолета, но найти егл не удалось. Во время войны в Йемене один МиГ-29 южан, похоже, был сбит именно "Тайгером" северян, но информация об этом крайне скудна. Еще один интерсный штрих к судьбе F-5E - этот самолет едва не стал  основной боевой машиной ВВС Югославии - но в конечном итоге, конкурс выиграл МиГ-21. Воевали "Тайгеры" в составе ВВС Эфиопии в Огадене и не их счету есть МиГи сомалийцев.
Согласно реестру МиГ-23, в 2014 один МиГ-23МС был сбит террористами над Сирией, на момент потери машине было уже 40 лет - самолет был 1974 года выпуска. Недавно сняла с вооружения свои F-5E Мексика, фактически оставшись без авиации.
Но довольно экскурса в прошлое, вернемся в настоящее, виртуальное, правда... Я решил немного сжульничать и заодно проверить выстраиваемую мною архитектуру - в качестве кабины МиГ-23МС поставил кокпит от МиГ-23МФ, обозвав его в соответствие с моделью. Жульство прошло - кабина встала на место, как родная, Это внушает оптимизм - следовательно, при соблюдении некоторых правил, кабины в будущем легко менять, модернизировать и добавлять.
А потом пошла работа над ИИ ботов. Я условно разделил манеру поведения ботов на дальний воздушный и ближний воздушный бой - ДВБ и БВБ. Поведение бота в ДВБ предсказуемо - он выравнивается по крену в глобальных осях и направляет свой нос на цель - идет выравнивание на цель по рыску и тангажу, плюс поиск выгодной позиции для пуска ракеты. Пока нет разрешения на пуск, бот сближается с целью на форсаже, при разрешении пуска он "притормаживает" з все равно надо "подсвечивать" ракету, да и нет резона самому входить в зону пуска оппонента...
Что касаемо БВБ, то сейчас идет работа по отработке маневра "страхивания с хвоста" и создания видимости сообразительности бота - его поведение надо сделать достаточно непредсказуемым, но не пергнуть при этом палку - там еще много работы.
Ну, и в завершение - скрины - МиГ-23МС и F-5E.


Комментариев нет:

Отправить комментарий