четверг, 15 октября 2015 г.

Декабрь 1980, январь-апрель 1981 года.

После первоначальных успехов и успешного наступления иракские войска сумели занять довольно значительную территорию Ирана, в частности, населенную преимущественно арабами провинцию Хузестан. Успех этот объяснялся в первую очередь недавней сменой власти в Иране. Новый режим еще не успел толком укрепиться, велась чистка госаппарата и силовых структур, что отразилось на состоянии дел на фронте не лучшим образом. В принципе, Ирак добился своих целей, так что предложение о заключении мира с его стороны выглядели вполне логично. Иран имел насчет окончания войны и ее итогов другое мнение и сдаваться не собирался. Фронт стабилизировался, иракские войска не могли продвигаться дальше на территорию Ирана, но иранским войскам пока еще не хватало много - боеприпасов, снаряжения, топлива, техники. Схожие проблемы начала испытывать и иракская армия. после объявления СССР моратория на поставки оружия и техники в Ирак постепенно стала ощущаться проблема запасных частей и отсутствие новой техники. При интенсивном использовании боевой техники, да еще и в крайне неблагоприятных условиях, к тому же не слишком квалифицированными экипажами (это касается обеих сторон), любая техника, даже самая неприхотливая, довольно быстро теряет ресурс и выходит из строя. ВВС это касается в меньшей степени, поскольку их состав все же выделялся своей технической подготовкой в лучшую сторону.


Пара иранских F-4E  в полете.

Обе стороны не предпринимали масштабных воздушных операций, ограничиваясь решением текущих задач. Истребители-бомбардировщики уходили на боевое задание, перехватчики противника пытались не дать им нанести удар по своим войскам, наземное ПВО пыталось что-либо сделать против самолетов и вертолетов, и далеко не всегда удачно. Действовали преимущественно авиаторы обеих сторон небольшими группами, обычно звеньями или парами. Зачастую война превращалась в некую лотерею - кому-то везло, а кому-то нет...
2 декабря 1980 года иранский F-14Aэкипажа Ростами-Дехгана пуском "Феникса" AIM-54A поразил очередной иракский Су-20. В ответ летчик Зеки на МиГ-21бис уничтожил один F-4E, использовав французскую ракету Matra R.550 Magic.
Третьего декабря жертвой летчика Бозерги стал иракский вертолет Ми-8. F-5E расстрелял его из 20-мм пушек. Иракцы заявили об уничтожении одиночного "Тайгера" 5 декабря, но достоверного подтверждения этому нет. Но один F-4E в этот день был потерян, его экипаж катапультировался и был эвакуирован.


Майор Сейед-Джалил пур-Резаи. Его "Фантом" упал 5 декабря 1980 года, он и его оператор Бахман Сулеймани катапультировались и были подобраны службой ПСС.

Первый лейтенант Бахман Сулеймани.

 7 декабря пуском ракеты AIM-7E-2 с иранского "Фантома"  F-4E был сбит МиГ-23БН. Следует отметить, что первые МиГ-23БН, поставляемые в Ирак, обладали крайне примитивным оборудованием, утверждалось, что на них даже не было системы СПО, которая могла бы предупредить летчика об опасности. части, оснащенные МиГ-23БН, считались "штрафными", и несли очень большие потери как от иранских истребителей, так и от иранской ПВО. Тем не менее, свою роль эти машины в войне сыграли, нанеся чувствительный урон иранским наземным силам. 10 декабря "Томкэты" ракетами "Сайдуиндер" AIM-9P сбили Су-20, иракцы в ответ заявили, что их МиГ-21бис уничтожил один из F-14A, но сведений о потерях "Томкэтов" в этот день нет совсем, так что желаемое было выдано за действительное.16 декабря состоялся ожесточенный воздушный бой между группами МиГ-21МФ и F-5E, сведения о бое довольно путаные и противоречивые, известно, что уже упоминавшийся ранее летчик Раад на своем F-5E огнем из пушки сбил один МиГ-21МФ, и переиграл второго на маневре - иракский самолет столкнулся с землей. Еще один МиГ-21МФ по ошибке был сбит своим напарником, запустившим Р-13М, однако и самолет Раада был сбит и тому пришлось катапультироваться. Иракцы говорят об еще одном "Тайгере", сбитом в том же бою.

19 декабря звено Су-20 при выполнении боевого вылета было атаковано F-14A, которые, использовав AIM-9P, сбили сразу три иракских самолета. В этот же день МиГ-21МФ сбили один F-5E, летчик капитан Шарифирад катапультировался и был эвакуирован. 22 декабря "Томкэты" снова увеличили свой боевой счет -на сей раз применялись "Фениксы" и точно об уничтоженных самолетах летчики сказать не могли, заявиви об уничтожении двух Су-20 (впрочем оговаривались, что это могли быть и МиГ-21).


Капитан Яди Шарифирад, летчик F-5E, был сбит ракетой на малой высоте во время ближнего маневренного воздушного боя с четверкой МиГ-21МФ. Катапультировался над территорией, контролируемой курдами и избежал плена.


Майор Шахааб Солтани Табатайи, летчик F-5E. Сбит "дружественным огнем" своей МЗА при возвращении с боевого задания, погиб. Точная дата неизвестна.
20 декабря "Фантом" F-4E капитана Мохаммада Юсефа Ахмада Беги атаковал футбольный стадион "Бадрех" в Багдаде, который был превращен в базу иракских вертолетов. Самолет был сбит ракетой ЗРК С-75, экипаж катапультировался и был взят в плен.


Капитан Мохаммад Юсеф Ахмад Беги, его "Фантом" был сбит 20 декабря 1980. Попал в плен вместе с оператором капитаном Аюбом Хуссейном Неджади.

Капитан Аюб Хуссейн Неджади. Перенес инфаркт в плену. Умер от третьего инфаркта в Иране в 2004 году.

На следующий день еще один F-4E  был сбит огнем 23-мм пушки с земли и взорвался близ Касре-Ширин на иранской территории, экипаж - подполковник Голам Али Куджастех Нику и лейтенант А. Хассани - катапультироваться не успел...


Подполковник Голам Али Куджастех Нику. Погиб  21 декабря 1980 года.


Ахмад Сулеймани и его оператор Мохаммади в кабине F-4E перед взлетом.

Счет победам в новом, 1981 году вновь открыли "Томкэты". Отличился экипаж Ферахавара. Причем об этом случае стоит упомянуть особо. как уже упоминалось, иракские истребители-бомбардировщики обычно действовали звеньями. В начале войны у иракцев не было эффективных средств РЭБ, действовали они довольно шаблонно. Часто все заканчивалось тем, что иранские перехватчики, обнаружив группу ударных самолетов, начинали методично ее выбивать. если иракцы после первой потери не отворачивали, то зачастую на базу возвращался один самолет. Иногда не везло уж совсем и все звено в полном составе гибло. В этот раз звено из 4 МиГ-23БН направлялось на атаку иранских позиций, когда было обнаружено "Томкэтами". С самолета Ферахавара была пущена одна ракета "Феникс" AIM-54A. Ракета эта большая, обладает мощной БЧ. Головной МиГ-23БН был поражен и взорвался в воздухе. Все звено шло в плотном строю и град осколков ракеты и обломков взорвавшегося лидера поразили еще два МиГа, которые упали спустя несколько секунд... Таким образом иранский F-14A умудрился одной ракетой уничтожить почти всю ударную группу. Иранцы на радостях объявили, что упал и четвертый самолет, но эти данные не подтвердились - четвертый МиГ все-таки ушел...
9 января неизвестный иракский истребитель сбил F-4E, иранцы признали потерю, но обстоятельства боя неясны до сих пор. Экипаж - Квахестани и Коупал - погиб. 12 января состоялся бой вертолетов, в котором иракский Ми-25 уничтожил огнем 12.7 мм пулемета ЯкБ иранскую "Кобру" AH-1J. 18 января МиГ-21МФ ракетой Р-13М сбил F-4E, иранцы признали потерю, экипаж пропал без вести. 21 января иранский "Фантом" F-4E (летчик А.Хода) ракетами AIM-9P сбил два МиГ-23БН, а жертвой уже упоминавшегося экипажа "Томкэта" Ростами-Дехган стал Су-22М-3К. Боевые действия в воздухе на некоторое время резко пошли на убыль.
4 февраля иранскими зенитчиками огнем МЗА по ошибке был сбит F-4E, экипаж - Дамириян-Нади, погиб, в этот же день иракскими МиГ-23 (МФ или МС) ракетой "воздух-воздух" был уничтожен очередной F-4E, его экипаж - Корейши-Экбари погиб.


Подполковник Дамириян погиб вместе со своим оператором Нади 4 февраля 1981 года, сбитый "дружественным огнем" своей МЗА.

Майор Мохаммад Тагхи (Мансур) Корейши. поги вместе с оператором Экбари 7 февраля 1981 года. в воздушном бою над городом Махшахр - его F-4E был поражен ракетой с МиГ-23 и взорвался в воздухе над дорогой Махшахр-Абадан.

19 февраля ракетой ЗРК С-75 на высоте больше 10 км был поражен F-4E, его экипаж Лабиби-Пайех катапультировался и попал в плен.


майор Мохаммад Реза Лабиби. Его "Фантом" был сбит с-75 19 февраля, вместе со своим оператором Коу Пайехом попал в плен.

Лейтенант Коу Пайех.

Убыль в летном составе у обеих сторон была довольно чувствительная, часто гибли наиболее опытные и уже "обтершиеся" на войне летчики, на смену им приходили вчерашние курсанты, что отнюдь не способствовало повышению уровня боеспособности. Да и потери в технике в условиях эмбарго восполнить было сложно... Упоминается лишь об одном боестолкновении в марте, да и то серьезных подтверждений нет - иранский F-14A сбил Су-22, не указывается ни точная дата, ни отличившийся экипаж, ни тип использованного оружия...
Затишье в оздухе продолжалось до середины апреля. И началось весьма печально для иранцев. 14 апреля иранский ЗРК MIM-23 Howk пуском ракеты сбил свой же F-14A, летчик Мардани и его оператор погибли. Это была первая подтвержденная поетря самолета такого типа в ирано-иракскую войну и, что самое обидное для иранцев - от "дружественого огня". В этот же день иракский МиГ-21МФ перехватил и сбил французской ракетой Matra R.550 Magic сирийский МиГ-21Р, летчик катапультировался и был захвачен. Следует отметить, что хотя Сирия и считается арабской страной, как и Ирак (при том, что обе страны многоконфессиональные и многонациональные, особенно сирия) и вместе воевали против израиля, особой дружбы между ними не было. Сирия была союзником Ирана, ее разведчики довольно часто во время войны летали над приграничными районами Ирака, их пытались перехватывать и сбивать. Иногда получалось...


Капитан Джафар Мардани, его "Томкэт" стал первой потерей во время ирано-иракской войны. Погиб вместе со своим оператором. Сит "дружественным огнем" ЗРК "Хок".


Горит иранский "Белл", сбитый огнем стрелкового оружия. Дата неизвестна.

Через неделю черная полоса для "Томкэтов" продолжилась. 21 апреля еще один F-14A был поражен ракетой MiM-23 Howk, но экипаж сумел посадить поврежденную машину. В этот же день по неподтвержденным данным огнем пушки "Томкэта" был сбит МиГ-23МС. Однако потерь иракцы в тот день не имели, зато иракскому МиГ-23МС удалось двумя ракетами Р-3С повредить "Томкэт". Пожалуй, в столкновениях этих истребителей это был единственный успех для МиГ-23МС. Эта модификация имела упрощенное БРЭО, не могла использовать ракеты средней дальности, отсутствовала система РЭБ... Да и по летно-техническим данным - дальности полета, маневренности, скорости - МиГ-23МС однозначно проигрывал F-14A, не говоря уже о вооружении. Иракцы не любили ракеты Р-3С ( и было отчего - эти ракеты имели ряд ограничений по применению, довольно слабую БЧ и плохую энергетику - просто создавались они довольно давно и к началу 80-х уже безнадежно устарели) и при первой же возможности старались от них избавиться.
По иракской же версии в этот день под атаку "Томкэта" попала пара МиГ-23БН, шедших без прикрытия. Один самолет был сбит. Летчик второго сумел сманеврировать и контратаковал F-14A из пушки, нанеся ему повреждения, после чего ушел.


Повреждения  F-14A 21 апреля 1981 года.

22 апреля МиГ-21МФ повредил F-4E, но тому удалось добраться до своей базы. В этот раз причиной повреждений явилась французская Matra R.550 Magic.
25 апреля  в ближнем бою F-4E (экипаж Сарлака) огнем 20-мм пушки сбил иракский МиГ-21МФ, летчик  Аль-Динмаруф катапультировался и был взят в плен. На следующий день был сбит еще один МиГ-21МФ, на сей раз отличился экипаж Махлоуджи на f-4E, сбив противника AIM-9P, экипаж Абасси  на другом F-4E и тоже ракетой AIM-9P сбил МиГ-23БН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий