суббота, 25 января 2014 г.

В сентябре войны начало...


В сентябре войны начало…

22 сентября ВВС Ирака нанесли массированные удары по иранским аэродромам, военным базам и ряду других важных целей в глубине иранской территории. Основной целью являлись, прежде всего, ВВС Ирана. Иракцы прекрасно помнили о последствиях действий израильской авиации в первый день Шестидневной войны, стоившие арабской коалиции больше 300 самолетов, так и не сумевших взлететь. Но если урок о массированном использовании авиации был учтен, то об организации и грамотном управлении явно забыли. Первый налет был совершен 192 самолетами, во втором участвовали 60 машин ВВС Ирака.
Некоторые подробности этой операции:
Для планирования были использованы данные, полученные в ходе разведывательных  полетов МиГ-21Р в предвоенный период.  Основная задача -  выведение из строя ВПП аэродромов противника, задействованные силы - 192 самолета. Атакованы  7 авиабаз: Ахваз (Толумбех Сабз, она же Омидиех), Хамадан (Шахроки), Табриз, Дизфуль (Вахдати), Бушер, Тегеран (Мехрабад), авиабаза Керманшах.
Авиабазу Шахроки в 13:45 атаковали 12 Су-22, под прикрытием 6 МиГ-23МС. Загрузка по две ФАБ-500; авиабазу Табриз атаковали 8 Су-22. Выход к цели происходил на высоте 50 метров и скорости 1200км/ч, загрузка та же. МиГ-23БН участвовали в атаке на вертолетную базу в Керманшахе (подробности не известны); авиабазу Вахдати  (погиб на земле летчик м-р Шейх Хассан), дополнительно авиабазу обстреляли 6-ю ракетами Р-11.
На пресс-конференции иранцы заявили, что среди потерь только один поврежденный Boeing-707 и один "Фантом" (хорошо известная фотография с оторванным носом, кстати, позже отремонтирован!), оба в Мехрабаде. Наибольший урон был нанесен запасам авиационного топлива, например, в том же Мехрабаде полностью сгорели все складские емкости (у СССР даже керосин потом закупали).  У иракцев с задания не вернулись два самолета: МиГ-21 47-й аэ (летчик л-т Раад Хамид, потерян при атаке цели у Санандадж днем) и Ту-16 10-й аэ (экипаж п-ка Адель Отмана шел лидером группы из трех машин и столкнулся с горой в районе Исфахана, в этой катастрофе погибли сразу два полковника - сам Отман и Мухаммад Авси) вечером. Иранцы, заявляли что сбили один бомбардировщик над Тегераном, но позже факт сбития не подтвердился.
Это - иранский F-4E, уничтоженный прямым попаданием НАР с МиГ-23БН. Как оказалось, "уничтожен" не до конца.
Вторая фотография этого же "Фантома", уничтоженного на ВПП авиабазы Мехрабад.
Похоже, чтобы отремонтировать этот самолет, иранцам пришлось очень постараться... Третье изображение этой машины с другого ракурса. Повреждения весьма серьезные. Пилотская кабина уничтожена, носовая часть "отрублена".

 23 сентября 1980 г. Иранцы нанесли ответный удар. Хуссейн недооценил возможности своего противника, считая что после репрессий иранцы не смогут сконцентрировать необходимое количествово летчиков (около 70 офицеров ВВС попали под чистку, не критическое число). В налете на Ирак участвовали 140 самолетов, в том числе 48 F-5E с авиабазы Табриз (цели в районе Мосула), 40 F-5E с авиабазы Вахдати (цели у Насирии), 16 F-4E (цели в районе Аль-Амара), 12 F-4E (цель Басра) и 12 F-4E (цель Багдад). Т.е. всего 128 ударных самолетов. Боевая нагрузка у "Фантомов" была из 6 Мк.82, реже кассетные боеприпасы. Выход к цели проходил на высотах 30-50м.
В 5:30 в Багдаде зазвучали сирены, очевидцы позже сообщали о сильном огне зенитных средств и о сбитых самолетах. Неизвестно точно, были ли у ВВС Ирана потери над Багдадом в этот день, но по ошибке был сбит иракский Ил-76: гражданский транспортник подлетел к международному аэропорту одновременно с налетом восьмерки "Фантомов" и получил ракету в правое крыло (на acig.org указывалось, что стрелял ЗРК С-125 и ЗА 57-мм 51-й бригады), летчик связался с вышкой и сообщил, что сохранил контроль над самолетом и идет на вынужденную. На высоте 2000м он был поражен второй ракетой (а может как раз 57-мм зенитки)...
Иракские коммюнике сообщили о гибели в результате налета 47 мирных жителей, в том числе 29 человек при атаке нефтяного комплекса в Басре (4 американских и 4 британских специалиста). Потери военных 4 летчика, 5 солдат и 11 раненых из персонала. Заявлено, что силы ПВО за день сбили 67(!!!) самолетов, в том числе 10 над Киркуком, 6 над Мосулом и 5 над Басрой. Иран признал потерю 9 самолетов (есть точные сведения о 2 F-4Е и 4 F-5Е с указанием летчиков и мест падения). Возможно, одним из трех остающихся в этом списке потерь неуказанными - один - F-4D.
В воздушных боях иракцы одержали сразу две двойные победы и обе – над F-5E, то есть все потерянные в этот день «Тайгеры» были сбиты иракскими истребителями. Летчик МиГ-21МФ  9-й аэ л-т Самир (Самир Разак?) атаковал вдогон четверку F-5E 21-го авиакрыла следовавшую на Мосул. На появление МиГ-а иранцы не отреагировали (даже когда он сбил замыкающего). В итоге два самолета потеряли, летчики м-р Афшин Хассан Азар и подп-к Али Джахан Шало погибли. Еще два F-5E (с авиабазы Вахдати) сбил неизвестный летчик МиГ-23МС над Насирией. Летчики п-к Гулям Хусейн Орожи и л-т Масихола Динмахмади погибли.
 Полковник Гулям Хусейн Орожи. F-5E. Сбит 23.09.1980 над Насирией иракским МиГ-23МС. Погиб.
Майор Афшин Хассан Азар. F-5E. Сбит 23.09.1980 близ Мосула иракским МиГ-21МФ. О судьбе Азара долго ничего не знали, считая, что он столкнулся с горой, но позже нашли его захоронение на военном кладбище в Мосуле.
Подполковник Али Джахан Шало. F-5E. Сбит 23.09.1980 близ Мосула иракским МиГ-21МФ. Погиб.
Капитан Эшгипур Халил Абад. F-4E. Над линией фронта 23.09.1980 его самолет получил повреждения 23-мм снарядами (с земли?). При посадке на авиабазе Шахроки самолет разбился. Летчик и его оператор лейтенант Аббас Эслами Нийя погибли.
Лейтенант Аббас Эслами Нийя. F-4E. Погиб 23.09.1980.

К сожалению, фотографий иракских летчиков не столь много. Имена многих так и останутся неизвестными. 22 сентября иранцы заявили о сбитии одного Су-22М (отличился F-5E, поразивший иракца ракетой AIM-9J Sidewinder) и одного МиГ-23БН, который был сбит "Фантомом"(однако здесь имеются расхождения - другие источники утверждают, что МиГ-23БН был подбит зенитной ракетой, летчик Раид Тамир Рашид Садон пытался дотянуть до своих, но его самолет был добит второй ракетой - летчик погиб). Что касаемо второго дня войны, то здесь у иракцев потери были серьезнее. Ракетами AIM-54A Phoenix были сбиты разведчик МиГ-21РФ и один истребитель МиГ-23МС. Еще два МиГ-23МС были сбиты ракетами AIM-7E-4 Sparrow, пущенными с иранских F-14A. Еще один Су-20 стал жертвой F-5E и опять был сбит "Сайдуиндером" AIM-9J. Наконец, еще один МиГ-21МФ был сбит AIM-9P, причем с "Томкэта". Как видно, в ближнем бою F-14A переиграл своего более легкого и верткого (по идее) оппонента...

Комментариев нет:

Отправить комментарий