четверг, 27 февраля 2014 г.

Противостояние в воздухе-2

Начало войны для ВВС обеих сторон оказалось весьма бурным. Как иранцы, так и иракцы пытались повторить успех ВВС Израиля 5 июня 1967 года, когда внезапными ударами были практически полностью парализованы ВВС арабских государств. Ни тем, ни другим этого сделать не удалось. Причиной были отвратительная организация со стороны иракцев и хаос, вызванный исламской революцией в Иране. Вот в чем противники преуспели - так это в уничтожении запасов топлива на складах ГСМ.
После атаки авиабазы Шоайба иранскими "Фантомами" в первый же день войны иракцы предпочли убрать наиболее ценную технику в глубину своей территории - 24 МиГ-25П и полтора десятка МиГ-23 перелетели на аэродром Н3 на западе Ирака (аваиабаза  Аль-Валид). Как уже писалось выше, 23 сентября иранские ВВС бомбили иракские аэродромы, продолжили они это занятие и 24-го. В этот день отличился капитан Аббас Доуран, который оставил довольно заметный след в истории этой войны, хотя погиб спустя два года. Звено F-4E, возглавляемое им, нанесло удар по складам ГСН на авиабазе Аль-Хуррия близ города Арбил. "Фантом" Доурана нес кассетные бомбы, а самолеты его подчиненных - обычные бомбы Mk.82. Именно они и бомбили склады с ГСМ. Сам Доуран прошелся над базой, высматривая цель для своих кассет. Обнаружив на стоянке МиГ-21, выстроенные в линию, капитан сбросил на них бомбовые кассеты. В результате на земле было уничтожено 2 МиГ-21 и транспортный самолет АН-24ТВ, на свою беду стоявший рядом. Однако иранец не тсал ограничиваться только этим.На дороге, ведущей к базе он обнаружил три автоцистерны с топливом. Несмотря на бешеный огонь зениток, Доуран поджег все три автоцистерны и присоединился к своим...
Аббас Доуран был известен не только своими военными подвигами - вскоре он открыто возмутился репрессиями правительства в отношении бывших и действующих военнослужащих ВС Ирана, чья вина состояла только в том, что они служили еще при свергнутом шахе. Совпадение это или нет, но очень скоро из тюрем были освобождены все репрессированные летчики, а также многие военнослужащие, арестованные во время или после исламской революции. некоторые летчики не оценили "гуманизма" властей и предпочли от греха подальше дезертировать на своих F-4E в Турцию. Что интересно, дезертиров среди летчиков F-14A, считавшихся элитой ВВС Ирана, не было вообще.
24 сентября, судя по сайту acig.org, воздушных побед у иракцев не было совсем. Иранцы же заявили о трех сбитых МиГ-21МФ, две победы, одержанные ракетами AIM-7E-4 и AIM-9P(опять ближний бой МиГ-21МФ с более крупным т тяжелым самолетом - и опять проигрыш) - подтверждены, третья победа, одержанная с помощью дальнобойного "Феникса" - остается под вопросом (бой велся, скорее всего, за пределами визуальной видимости, так что судили по меткам на радаре, но исчезновение метки не всегда означает попадание - противник мог просто "нырнуть" на малую высоту). 
На следующий день "Фантомы" повторили удар по иракским авиабазам, их целями стали Таммуз и Аль-Таккадум. В налете участвовали F-4E  и F-4D. Отбомбиться они смогли практически без помех, уничтожив 9 иракских самолетов, один F-4D получил повреждения и не мог развивать большой скорости. пара F-4E осталась прикрывать отставшего соратника, и не зря. Вскоре они были атакованы парой МиГ-21МФ. Пуск "Спэрроу" оказался неудачным, иракцы вступили в ближний бой. Пущенная МиГом ракета Р-3С угодила в правый двигатель одного F-4E, несмотря на серьезные повреждения, тот смог продолжить полет. Его напарник, прикрывая теперь уже двоих подбитых, ракетой AIM-9P уничтожил один МиГ-21МФ, зато второй умудрился всадить очередь из пушки в левый борт и так уже поврежденного F-4E. Несмотря на повреждения, "Фантомы" все же смогли приземлиться на базе Касре-Ширин в тот момент, когда ее атаковали иракские самолеты. В тот же день ударам подверглась и авиабаза Рашид. И целью опять были склады ГСМ, "Фантом" Дариуса Язфандара практически исчерпал запас топлива и ему пришлось приземлиться на авиабазе армейской авиации Керманшах. ВПП была короткой, видя, что самолет уже выкатывается за ее пределы, летчики катапультировались. Все прошло благополучно - парашюты раскрылись вовремя, "Фантом" выкатился на мягкий грунт, сне с шасси, но был быстро отремонтирован.
Но так везло не всем... В этот день были сбиты по одному F-4E и RF-4E. Оба стали жертвами МиГ-21МФ, применивших Р-13М.





Лейтенант Мустафа Сагхири - пилот F-4E, сбитого МиГ-21МФ 25 сентября 1980. Погиб. Судьба оператора неизвестна.
Вдвойне не повезло экипажу разведчика RF-4E. Майор Хомайюн Шогхи и его оператор были схвачены после катапультирования местными жителями (самолет был сбит над Ираком). обоих повесили, а их тела - сожгли... Вообще гуманизмом обе стороны по отношению друг к другу не отличались.
 
Это - фотография с места аварийной посадки F-4E, летавшего на бомбардировку военно-морской базы Ирака  Умм-Каср. На обратном пути самолет над морем был атакован иракским самолетом (тип не указывается) и получил попадание ракеты (вероятно, опять Р-3С - иракцы эти ракеты сильно невзлюбили и при первой возможности от них избавились). Судя по отстутствию фонарей, пилоты катапультировались. Может быть, это самолет как раз Дариуса Язданфара, но на сайте ejecktion-history указывается, что самолет был поврежден ракетой, и участвовал в атаке на Умм-Каср. Язданфар же участия в рейде на иракскую морскую базу не принимал...
 
Самолет Дариуса Язфандара. Возможно, выше - все-таки его самолет.

Он же, с другого ракурса.

На этом фото - результат налета "Фантомов" на базу Аль-Хуррия 25 сентября 1980. Хотя снимок не слишком четкий, можно увидеть след от иранской бомбы на бетонном укрытии для самолетов. Пробить его бомба не смогла...
25 сентября иранцы заявили об уничтожении 12 иракских самолетов в воздушных боях. На счету "Фантомов" - 2 МиГ-23БН, 2 МиГ-23МС, 4 МиГ-21МФ, 1 Ан-26ТВ, еще 3 МиГ-23БН и 2 МиГ-21МФ были сбиты "Томкэтами". Любопытно, что у "Фантомов" все победы были одержаны ракетами AIM-9P и только один МиГ-23МС был сбит огнем из пушки. Получается, что "Фантомы" вели ближние бои. "Томкэты" же использовали весь спекто вооружения - как "Фениксы", так и "Спэрроу", а один МиГ-21МФ получил попадание AIM-9P.
26 сентябра иранские ВВС начали кампанию по уничтожению мостов в Ираке, с целью подорвать мобильность иракской армии и создать проблемы со снабжением. Этим опять занимались "Фантомы", используя ракеты "Мейверик" с телевизионным наведением. так, паре F-4E удалось уничтожить "Мейвериками" мост восточнее Басры, что создало для иракских наземных войск большие неприятности со снабжением. Было уничтожено еще несколько мостов, после чего "Фантомы" переключились на другие цели. В этот день иракцы в воздушных боях потерь не понесли, зато МиГ-23МФ (точно не указано, чем именно - ракетой или пушкой) сбил один F-5E, а МиГ-23МС уничтожил ракетой Р-13М один "Фантом" F-4E. Утверждается, чтоМиГ-23МФ пилотировал Ахмед Сабах, к тому времени уже имевший две победы над F-5E в первый день войны. На сайте acig.org указывается, что Ахмед Сабах уничтожил "Тайгеры" на МиГ-23МЛА, но вот это - точно иракская пропаганда. В лучшем случае это мог быть только МиГ-23МФ, поскольку на тот момент МиГ-23МЛА были в небольшом количестве даже в ВВС СССР. Первые МиГ-23МЛ, похоже, появились в Ираке только в 1986. Так что здесь простор для фантазии на тему, "что это было?"

 
Подполковник Насер Дез Псанд. F-4E. Сбит над Басрой МиГ-23МС, катапультировался, его оператор - второй лейтенант Алияр Мохаммад попал в плен.

А это - Дариус Язданфар. Фото его F-4E после аварийной посадки - выше.
Противостояние в воздухе и на земле продолжало набирать обороты. Если на земле дела у иракцев обстояли неплохо - их армия продолжала продвигаться вглубь иранской территории, и иранцы не могли их остановить, то в воздухе дела у них обстояли неважно. Иранские ВВС за счет качественного превосходства (прежде всего F-14A) постепенно пришла в себя и стала наносить очень чувствительные удары. Господство в воздухе стало переходить к иранцам. Свидетельством тому стали 12 иракских самолетов, сбитых 25 сентября, тогда как иракцы могли заявить лишь о трех воздушных победах...






Комментариев нет:

Отправить комментарий