суббота, 5 июля 2014 г.

Война становится рутиной...



Первые недели войны оказались для Ирана неудачными на земле. Хотя в воздухе иранская авиация постепенно возвращала себе преимущество. Козырями иранцев были F-14A «Томкэт», обладавшие в то время почти запредельными возможностями. Да и «Фантомы» показали себя, как очень мощные ударные машины, которые могли выполнять и истребительные функции. Да и подготовка персидских летчиков была не хуже, а  в некоторых случаях, лучше, чем у иракских. Но и иракцы тоже быстро учились. То, что вполне подходило для парадов или боевой учебы в мирное время, не годилось на войне.
На земле же иракские войска вполне успешно продвигались вперед, преодолевая становящимся все более упорным сопротивление иранских военных и ополченцев. Обе армии действовали шаблонно, « в лоб», что приводило к большим потерям с обеих сторон. В частности, иракские танкисты, входя в иранские приграничные города, часто несли потери от иранских гранатометчиков, активно применявших РПГ-7 советского производства. Надо заметить, что иранцы, вопреки расхожему мнению, покупали у СССР оружие в довольно значительных количествах. Разумеется, о поставках  танков или самолетов с вертолетами речь не шла. Этот рынок «застолбили за собой» Великобритания (танки «Чифтен») и США (вертолеты и самолеты, а также танки М60 разных модификаций). Но вот грузовики, упомянутые выше гранатометы, а также БМП Иран у СССР покупал и не в маленьких количествах.
Если посмотреть на данные по потерям в конце сентября, то можно отметить резко возросшую активность иракских истребителей-бомбардировшиков. По-видимому, это связано именно с наступлением иракских войск. Самолеты регулярно вылетали на штурмовку и нанесение ударов по иранским позициям. На перехват поднимались иранские истребители. Иракские МиГ-23БН, которые на тот момент были наиболее многочисленными в иракской ИБА, несли серьезные потери.
Так 27 сентября иранские F-4E сбивают ракетами AIM-9P пару МиГ-23БН, иранцы теряют один F-4E, сбитый иракской зенитной ракетой близ Бушера. Летчики - капитан Ахмад Сохейли и лейтенант Ахмад Вазири сумели катапультироваться и были взяты в плен.
 
 Капитан Ахмад Сохейли
 






 Лейтенант Ахмад Вазири

28 сентября F-4E был сбит ракетой Р-13М, пущенной с борта МиГ-23. Первоначально сообщалось, что это был МиГ-23МЛА, однако совершенно точно можно сказать, что самолеты этой модификации на вооружении ВВС Ирака на тот момент не состояли, да и в ВВС СССР тогда их было не слишком много. Скорее всего, это был пропагандистский трюк иракцев, имевший целью ввести иранцев в заблуждение относительно новейшей техники в своих ВВС. Забегая вперед, следует отметить, что иранцы тоже не остались в долгу, объявив некоторое время спустя об уничтожении сразу четырех МиГ-23МЛА ракетами "Феникс" с борта "Томкэтов" (интересно, как они смогли установить тип пораженных самолетов на загоризонтной дальности?).
В действительности все оказалось проще и трагичнее - "Фантом" был по ошибке сбит малокалиберной зенитной артиллерией военно-морского флота Ирана. "Дружественный" огонь продолжился по катапультировавшимся летчикам - подполковнику Мохаммаду Карами и майору Хасану Кадходайи. Шансов на спасение у них не было. Поэтому на время войны иранцы поддержали иракскую версию, уж очень неприглядной получилась эта история.


 Майор Хасан Кадходайи
 
 Подполковник Мохаммад Карами

В тот же, 28 сентября еще один "Фантом" был поражен ЗРК иракцев при нанесении удара по мостам близ Басры, имевшим очень важное значение - через них шло снабжение группировок иракской армии на севере страны. Оператор Мохаммад Реза Карами катапультировался, но у него не раскрылся парашют. Летчик же сумел довести подбитый самолет до базы и посадить.


 Мохаммад Реза Карами, еще до войны ему уже приходилось катапультироваться из терпящего бедствие "Фантома". Во второй раз его парашют не раскрылся.

29 сентября отличился уже упоминавшийся выше капитан Аббас Доуран. Ракетами AIM-7E-2 со своего "Фантома" он сбил пару иракских МиГ-23МС (но точного подтверждения этому нет), один МиГ-21МФ вступил в ближний бой с другим "Фантомом" - F-4D и был сбит огнем из пушки в подвесном контейнере SUU-23. В свое время считалось, что исход воздушного боя решат ракеты и от установки пушек отказались, как на МиГ-21ПФ/ПФМ, так и на F-4D. Опыт боев во Вьетнаме внес свои коррективы и к пушке вернулись, но на этих самолетах ее пришлось устанавливать в подвесных контейнерах.
При нанесении удара по позициям иракских войск близ Бушера в этот же день был сбит один F-4E, летчик Али Али-Акбари погиб. На следующий день близ Басры  севернее Дехлорана, был сбит "Тайгер" F-5E, майор Амир  Асаади Ясаагхи пленен.
 
 Майор Амир  Асаади Ясаагхи
 
 Летчик Али Али-Акбари, погиб в боевом вылете на F-4E

http://forums.airforce.ru/attachments/holodnaya-voina/20611d1256826654-30.09.80_1.jpg/
На этой фотографии известного журналиста Джихангира Разми запечатлены обломки одного из ударных МиГ-23БН, сбитого 30 сентября 1980 года.
http://forums.airforce.ru/attachments/holodnaya-voina/20612d1256826671-30.09.80_2.jpg/
Это обломки того же самолета.

Первый день октября 1980 года обошелся без потерь с обеих сторон,  а 2-го числа еще один "Фантом" F-4E был подбит близ Бушера и упал в воды Персидского Залива, летчик сумел катапультироваться, а оператор - Масуд Мохаммади погиб. В свою очередь, F-4E сумел пуском ракеты AIM-9P  уничтожить иракский МиГ-23МС. 3 октября удача вновь сопутствовала иранцам, по их заявлениям, они сбили над Персидским Заливом сразу три иракских МиГ-21МФ, все три победы одержаны с помощью AIM-9P с F-4D.
5 октября при нанесении удара по позициям вражеских войск был сбит F-5E западнее Дизфуля.
Очередной F-4E был сбит при нанесении удара близ Басры огнем с земли 6 октября, экипаж - полковник Мохаммад Сабз Абади и лейтенант Масуд Амири Дорбан - погиб.




Чангиз Сепехр, летчик F-5E, сбитого 5 октября 1980. Погиб.
 
 Полковник Мохаммад Сабз Абади, погиб в боевом вылете на F-4E близ Басры 6 октября 1980 года.

8 октября иранские F-5E выступили в непривычной для себя роли перехватчиков. Они сумели ракетами AIM-9J уничтожить пару иракских истребителей-бомбардировщиков Су-20. 9 октября один из F-4D был сбит иракским МиГ-21МФ, экипаж погиб. На следующий день обе стороны потеряли еще по одному самолету - F-4E был сбит предположительно огнем с земли над дорогой Кут Абдолах при нанесении удара, майор Биджан Хаджи и оператор Гхорат Киянджу - погибли. Но и "Фантомы" тоже не остались в долгу - один МиГ-21МФ был сбит огнем 20-мм пушки F-4E в ближнем бою.


 
Майор Биджан Хаджи, погиб в боевом вылете на F-4E 10 октября 1980.
  
Гхорат Киянджу, погиб вместе со своим командиром в том же вылете.

1 комментарий: